Как Россия уничтожала крымских татар и их идентичность
|
|
Модератор форуму | Дата: Понеділок, 18.03.2024, 17:24 | Повідомлення # 1 |
| Помню историю из детства: как-то в магазине в очереди за хлебом мы с тетушкой Ульвие перебрасывались общими фразами на крымскотатарском языке. Тут за спиной я услышал: "опять они на своем лепечут. Когда уже научатся по-русски? Надо на нормальном и понятном языке говорит!".
Тогда я аж смутился и даже чувствовал себя немного виноватым, что говорил на родном языке. Лишь впоследствии понял, что такой бытовой шовинизм – это лишь маленькое проявление рашизма.
За 241 год Россия не раз пыталась, с использованием различных способов и методов, колонизировать полуостров и растворить в себе его коренных жителей – крымских татар. Приведенные далее цифры ярко это иллюстрируют: если до первой аннексии Крыма, которую в 1783 году совершила Екатерина II, 95% населения полуострова составляли крымские татары, то сейчас этот показатель упал до 13%. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю выяснить, что означает рашизм для крымскотатарского народа.
Российская пропаганда, которая пытается навязать миру "исконность" связей Крыма и России, акцентирует на истории полуострова преимущественно с периода правления Екатерины II. Однако вы почти не увидите упоминания о Крымском ханстве-государстве крымских татар, которое в 1441 году основали крымские татары и в 1783 году уничтожила указанная императрица.
Крымские татары - один из трех коренных народов Украины, который исторически сформировался в Крыму и имеет самоназвание – "qırımlı". В этногенезе крымскотатарского народа участвовали тавры, скифы, аланы, греки, готы, итальянцы, турки, западные кипчаки и др.
Консолидация этого этнического плавильного котла в единый крымскотатарский народ продолжалась веками и завершилась созданием Крымского ханства. Главными объединяющими факторами стали общность территории (Крым), крымскотатарский язык (который является частью тюркской группы языков) и религия суннитского направления.
Сейчас же по диалектам и антропологическим признакам выделяют три основных субэтноса крымских татар: ялибойлю (субэтнос, образовавшийся на южном берегу Крыма), Таты (образовавшийся в горах и предгорьях полуострова) и ногаи (образовавшийся в крымской степи). Крымскотатарская идентичность, сформировавшаяся на пересечении тюркской и европейской цивилизаций, состоит из пазлов национальной, социокультурной, религиозной и политико-гражданской идентичности.
Крымское ханство и первая аннексия полуострова Крымское ханство, чьи границы выходили далеко за пределы полуострова, было важным культурным, торговым и политическим центром региона. Воины этого государственного образования часто участвовали в военных кампаниях как с соседними государствами, так и против них.
В общей истории украинцев и крымских татар были не только страницы, где два народа нападали друг на друга, но и много примеров союзнических войн. Скажем, Конотопская битва 1659 года, в которой Гетманщина и Крымское ханство одержали победу над Московским царством.
Значительных совместных побед крымских татар и Московии не найти: до 1700 года последняя платила Крымскому ханству дань – как наследнику Золотой Орды. Кстати, в 1571 году в результате военного похода крымского хана Девлета I Герая Москву вообще сожгли.
В XVIII веке Российская империя военными походами обескровливает и разоряет Крымское ханство, а аннексия Екатериной II 1783 года утвердила его уничтожение, изменение политической, экономической и социокультурной жизни полуострова, а также начало массовых репрессий коренного населения: от знати до крестьян. Это привело к активной миграции крымских татар в Османскую империю (в основном на территорию современной Турции).
Зато полуостров начали активно заселять россияне, которых раньше там просто не было. Этот факт разрушает российский миф о Крыме как о"исконно русской земле".
В XVIII–XIX веках русский язык становится официальным в Крыму – это одно из проявлений стремления обрусить крымскотатарский народ. Внедрение русского языка на всех уровнях – в образовательной системе, административных учреждениях, судах – привело к постепенному вытеснению языка крымскотатарского.
Параллельно российские власти насаждали русское православие как господствующую религию и дискриминировали мусульманское население Крыма: закрыли мечети, затруднили выполнение религиозных обрядов и соблюдение обычаев.
Российская империя основала на полуострове систему землевладения, которая существенно повлияла на традиционное крымскотатарское земледелие и скотоводство. Захватническая власть предоставляла землю военным чиновникам, колонистам и тому подобное. Это привело к обезземеливанию (а следовательно, обнищанию) крымских татар.
Самая массовая волна вынужденной миграции крымских татар с полуострова началась в результате проигрыша российской империи в Крымской войне (1853-1856 гг.). Была усилена дискриминационная политика: крымских татар обвинили в поддержке Османской империи и в измене Российской. Их лишали имущества, экономически ограничивали, даже депортировали.
В 1860-х годах тысячи крымских татар были вынуждены покинуть свои дома и имущество и отправиться в Османскую империю. Многие погибли во время вынужденных переселений, многие потеряли связь с Родиной.
С тех пор крымских татар больше в эмиграции, чем на полуострове (эта пропорция до сих пор актуальна: по разным подсчетам, сейчас от 3 до 7 млн крымских татар живут в одной лишь Турции, зато на полуострове их не более 300 тыс.).
Для сравнения, на момент аннексии Крыма при Екатерине II там проживало более миллиона крымских татар, однако уже в конце XIX века их осталось менее 200 тыс.
Демократическая Республика крымских татар и крымско татарское "Расстрелянное Возрождение" Попытки крымских татар выявить политическую субъектность начались в 1917 году, когда распалась Российская империя и началась гражданская война.Был созван Курултай (общенациональный съезд) крымскотатарского народа и провозглашена Крымская Народная Республика.
|
|
| |
skole-podobovo | Дата: Понеділок, 18.03.2024, 17:24 | Повідомлення # 2 |
Повідомлень: 505
| Помню историю из детства: как-то в магазине в очереди за хлебом мы с тетушкой Ульвие перебрасывались общими фразами на крымскотатарском языке. Тут за спиной я услышал: "опять они на своем лепечут. Когда уже научатся по-русски? Надо на нормальном и понятном языке говорит!".
Тогда я аж смутился и даже чувствовал себя немного виноватым, что говорил на родном языке. Лишь впоследствии понял, что такой бытовой шовинизм – это лишь маленькое проявление рашизма.
За 241 год Россия не раз пыталась, с использованием различных способов и методов, колонизировать полуостров и растворить в себе его коренных жителей – крымских татар. Приведенные далее цифры ярко это иллюстрируют: если до первой аннексии Крыма, которую в 1783 году совершила Екатерина II, 95% населения полуострова составляли крымские татары, то сейчас этот показатель упал до 13%. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю выяснить, что означает рашизм для крымскотатарского народа.
Российская пропаганда, которая пытается навязать миру "исконность" связей Крыма и России, акцентирует на истории полуострова преимущественно с периода правления Екатерины II. Однако вы почти не увидите упоминания о Крымском ханстве-государстве крымских татар, которое в 1441 году основали крымские татары и в 1783 году уничтожила указанная императрица.
Крымские татары - один из трех коренных народов Украины, который исторически сформировался в Крыму и имеет самоназвание – "qırımlı". В этногенезе крымскотатарского народа участвовали тавры, скифы, аланы, греки, готы, итальянцы, турки, западные кипчаки и др.
Консолидация этого этнического плавильного котла в единый крымскотатарский народ продолжалась веками и завершилась созданием Крымского ханства. Главными объединяющими факторами стали общность территории (Крым), крымскотатарский язык (который является частью тюркской группы языков) и религия суннитского направления.
Сейчас же по диалектам и антропологическим признакам выделяют три основных субэтноса крымских татар: ялибойлю (субэтнос, образовавшийся на южном берегу Крыма), Таты (образовавшийся в горах и предгорьях полуострова) и ногаи (образовавшийся в крымской степи). Крымскотатарская идентичность, сформировавшаяся на пересечении тюркской и европейской цивилизаций, состоит из пазлов национальной, социокультурной, религиозной и политико-гражданской идентичности.
Крымское ханство и первая аннексия полуострова Крымское ханство, чьи границы выходили далеко за пределы полуострова, было важным культурным, торговым и политическим центром региона. Воины этого государственного образования часто участвовали в военных кампаниях как с соседними государствами, так и против них.
В общей истории украинцев и крымских татар были не только страницы, где два народа нападали друг на друга, но и много примеров союзнических войн. Скажем, Конотопская битва 1659 года, в которой Гетманщина и Крымское ханство одержали победу над Московским царством.
Значительных совместных побед крымских татар и Московии не найти: до 1700 года последняя платила Крымскому ханству дань – как наследнику Золотой Орды. Кстати, в 1571 году в результате военного похода крымского хана Девлета I Герая Москву вообще сожгли.
В XVIII веке Российская империя военными походами обескровливает и разоряет Крымское ханство, а аннексия Екатериной II 1783 года утвердила его уничтожение, изменение политической, экономической и социокультурной жизни полуострова, а также начало массовых репрессий коренного населения: от знати до крестьян. Это привело к активной миграции крымских татар в Османскую империю (в основном на территорию современной Турции).
Зато полуостров начали активно заселять россияне, которых раньше там просто не было. Этот факт разрушает российский миф о Крыме как о"исконно русской земле".
В XVIII–XIX веках русский язык становится официальным в Крыму – это одно из проявлений стремления обрусить крымскотатарский народ. Внедрение русского языка на всех уровнях – в образовательной системе, административных учреждениях, судах – привело к постепенному вытеснению языка крымскотатарского.
Параллельно российские власти насаждали русское православие как господствующую религию и дискриминировали мусульманское население Крыма: закрыли мечети, затруднили выполнение религиозных обрядов и соблюдение обычаев.
Российская империя основала на полуострове систему землевладения, которая существенно повлияла на традиционное крымскотатарское земледелие и скотоводство. Захватническая власть предоставляла землю военным чиновникам, колонистам и тому подобное. Это привело к обезземеливанию (а следовательно, обнищанию) крымских татар.
Самая массовая волна вынужденной миграции крымских татар с полуострова началась в результате проигрыша российской империи в Крымской войне (1853-1856 гг.). Была усилена дискриминационная политика: крымских татар обвинили в поддержке Османской империи и в измене Российской. Их лишали имущества, экономически ограничивали, даже депортировали.
В 1860-х годах тысячи крымских татар были вынуждены покинуть свои дома и имущество и отправиться в Османскую империю. Многие погибли во время вынужденных переселений, многие потеряли связь с Родиной.
С тех пор крымских татар больше в эмиграции, чем на полуострове (эта пропорция до сих пор актуальна: по разным подсчетам, сейчас от 3 до 7 млн крымских татар живут в одной лишь Турции, зато на полуострове их не более 300 тыс.).
Для сравнения, на момент аннексии Крыма при Екатерине II там проживало более миллиона крымских татар, однако уже в конце XIX века их осталось менее 200 тыс.
Демократическая Республика крымских татар и крымско татарское "Расстрелянное Возрождение" Попытки крымских татар выявить политическую субъектность начались в 1917 году, когда распалась Российская империя и началась гражданская война.Был созван Курултай (общенациональный съезд) крымскотатарского народа и провозглашена Крымская Народная Республика.
|
|
| |
skole-podobovo | Дата: Понеділок, 18.03.2024, 17:27 | Повідомлення # 3 |
Генерал-лейтенант
Група: Адміністратор
Повідомлень: 505
Статус: Offline
| Это государственное образование стало первой демократической республикой в мусульманском мире, конституция которой предоставила равные избирательные права мужчинам и женщинам. Но республика просуществовала всего несколько месяцев: в начале 1918 года большевики объявили о роспуске Курултая, устроили погромы крымскотатарских поселков и преследование местной интеллигенции. В феврале арестовали и расстреляли лидера крымских татар Номана Челебиджихана-муфтия и одного из руководителей Первого Курултая.
С тех пор репрессивная машина Советского Союза лишь набирала обороты. В 1930-х годах сталинский режим усилил преследования оппозиционеров, интеллектуалов, культурных деятелей. Самыми массовыми они стали в 1937-1938 годах и ныне известны как Большой террор.
Одного лишь 17 апреля 1938 года коммунисты уничтожили десятки ярких представителей искусства и культуры, образования и науки, политических и общественных деятелей, членов первого Курултая. Из-за обилия обреченных на смерть расстрелы продолжались три дня. В списках обвиняемых в "шпионаже" был 41 крымский татарин: 36 человек были убиты, а 5 – приговорены к долгосрочному тюремному заключению.
Эти жертвы политических репрессий были не только авторитетами среди крымских татар, но и важными движущими силами сохранения идентичности, развития крымскотатарской культуры, науки, политической жизни.
В подтверждение этих слов назову лишь несколько расстрелянных имен:
Усеин Боданинский-художник, этнограф, историк. Был основателем и первым директором музея в бахчисарайском Ханском дворце; Асан Сабри Айвазов-писатель, дважды председатель Курултая, редактор газет "Терджиман" ("переводчик") и "Миллет" ("нация"); Абдулла Лятиф-заде-поэт, педагог, переводил крымскотатарский язык с арабской графики на латинский; Осман Акчокраклы-историк-археолог, писатель и поэт, преподавал в Киевском и Харьковском университетах, Зинджирли-медресе в Бахчисарае. Стоит отметить, что взаимоотношения между украинскими и крымскотатарскими интеллектуалами были довольно тесными: так, например, Осман Акчокраклы был другом Агатангела Крымского, одним из основателей Украинской академии наук, где они сотрудничали, а Усеин Боданинский был научным консультантом и художником-декоратором фильма "Алим", который был снят ВУФКУ в Ялте.
Уничтожение интеллигенции способствует воплощению еще одного решения властей СССР, которое должно было бы растворить крымскотатарскую идентичность в Советском плавильном котле. Это решение-принудительный перевод крымскотатарской азбуки с латиницы на кириллицу. Эта " реформа "была введена во всем СССР, чтобы унифицировать письменность разных народов (преимущественно тюркских) и ввести кириллицу для всех национальных языков для"облегчения коммуникации и обеспечения единого стандарта".
Кириллическую азбуку вводили, очевидно, на основе русского – империя и дальше порабощала народы. Кириллица не передает особенностей крымскотатарского языка, в частности фонетических и орфографических, а также затрудняет связь с тюркскими народами, которые пользуются латиницей.
Кстати, уже в независимой Украине крымские татары решением национальных органов управления начали возвращение к латинке. Украина закрепила его постановлением Кабинета Министров Украины от 22 сентября 2021 года № 993 "Об утверждении алфавита крымскотатарского языка на основе латинской графики".
Желание сначала Российской империи, а затем и Советского Союза с политическим центром в Москве, который впитал имперское наследство, стереть национальную идентичность крымских татар и превратить их в маленьких граждан "великой державы", без исторической памяти и национального самосознания, не имели колоссального успеха, поэтому власти решили просто стереть сам народ, устроив геноцид.
Геноцид крымскотатарского народа 1944 года и его последствия Депортация началась 18 мая примерно в 5 часов утра. Солдаты НКВД стучали в двери каждого крымскотатарского дома и давали всего пятнадцать минут на сборы. Это продолжалось три дня.
Весь народ погрузили в товарные вагоны, предназначенные для скота, и почти три недели везли за 2000 километров преимущественно в Узбекистан, а также в Казахстан, на Урал и тому подобное. Последствия депортации ужасны: 46% транспортируемых погибли по дороге. Наибольшая смертность приходится не только на путь к месту назначения, но и на первое время пребывания в местах выселения.
Накануне, 11 мая, Иосиф Сталин подписал вполне тайное постановление Государственного комитета обороны № 5859сс "о крымских татарах", по которому все крымские татары как "предатели Родины" должны были быть выселены из Крыма. Официальная причина - "массовое дезертирство" и "коллаборационизм" во время нацистской оккупации полуострова.
Это циничная ложь, потому что в рядах Красной Армии воевали почти 30 тыс. крымских татар (21 из них был представлен к высшему званию "Герой Советского Союза"), а депортация из Крыма затронула преимущественно пожилых людей, женщин и детей, потому что мужчины были на фронте.
По сей день неизвестна причина расправы над крымскими татарами – часть документов до сих пор спрятана в российских архивах. По мнению украинских историков, Советский Союз готовился к войне с Турцией и "зачищал" полуостров – межевающий регион – от потенциально нелояльного населения. Сегодня Украина, Латвия, Литва и Канада признали тотальное изгнание крымскотатарского населения с исторической родины геноцидом крымскотатарского народа.
Фото села Ускут после депортации крымских татар. Нет ни одного фото самого процесса депортации Почти в каждой крымскотатарской семье есть или были жертвы-очевидцы этого геноцида. Я хорошо помню историю своей бабушки Нияр и с детства слышал дома от взрослых слово "sürgün" (изгнание) – именно так крымские татары называют эту трагическую страницу своей истории.
Бабушка Нияр родилась в 1926 году в селе под названием Биюк-Каралез Бахчисарайского района в семье муллы, которого убили коммунисты. На время депортации ей было 17 лет.
Когда 18 мая 1944 года в их дом вошли двое вооруженных советских солдат и дали пятнадцать минут на сборы, в семье моей бабушки подумали: "поведут расстреливать". Один из солдат накануне уже наведывался в их дом и взял на учет всех членов семьи, сказав, что это "перепись населения".
Моя прабабушка тогда готовила суп с лапшой, и он вместе с ними его поел. (Женщину, которая любезно кормит супом советских офицеров, в итоге объявляют предательницей советского режима... такие случаи разоблачают, как рашизм не только уничтожает людей и их личность, но также искажает реальность и создает ирреальность.)
Сначала всех крымских татар села собрали возле кладбища, а дальше повезли к ближайшей железнодорожной станции. Семья бабушки Нияр держалась вместе, однако ее принудительно разделили: одну часть отправили в Узбекистан, а вторую – в неизвестном направлении, ведь так было легче ассимилировать и уничтожить. Тогда они виделись в последний раз.
Через 20 дней ужасной дороги бабушка со своими близкими приехали в Голодную степь в Узбекистане. Там их поселили в камышовые бараки, в которых раньше обитали узники. Каждый день каждый крымский татарин должен был приходить в комендатуру и отмечаться, что никуда не сбежал.
Люди в этом поселении жили в полной антисанитарии-пили муть из ариков (каналов, в которых собирается дождевая вода для полива), поэтому многие болели тифом. Ежедневно в бараках обнаруживали по 7-8 трупов. Порой обессиленные люди не могли даже их закопать, поэтому тела поедали шакалы. Отец моей бабушки умер от голода.
В результате депортации не только гибли люди, но и стиралась идентичность – сталинские власти фактически запретили этноним "крымские татары"; в официальных документах использовали только "татары", чтобы не отождествлять народ с полуостровом, а аффилировать его с эфемерной Единой "татарской нацией".
Также были потеряны десятки традиционных ремесел, семейные реликвии конфискованы, утеряны или обменены на элементарную еду, запрещены мусульманские религиозные обряды (конечно же, потому что Советский Союз – цитадель атеизма), крымскотатарский язык не преподавали.
Миссией поколения моих бабушек и дедушек было не только вернуться в Крым, но и сохранить свою идентичность, поэтому дома крымских татар превращались в мечети и подпольные школы по изучению родного языка, а традиционные свадьбы помогали сохранить народные танцы и песни.
После смерти Сталина было начато национальное движение крымских татар за возвращение на родину, ставшее в мировой истории примером массового ненасильственного сопротивления. Одним из лидеров движения стал Мустафа Джемилев, известный диссидент и нынешний лидер народа.
На опустевший полуостров в течение осени 1944 года было переселено 64 тыс. колхозников из России, Украины и Беларуси. Чтобы ничего не напоминало о крымских татарах, советская власть "детатаризировала" полуостров, переименовав почти 900 аутентичных крымскотатарских населенных пунктов.
В Крыму появились нейтральные и абсурдные Урожайное, Абрикосовка, Лоховка, Вишневое, далекое, ровно и тому подобное. Село моей бабушки Биюк-Каралез переименовали в Красный Мак, что не имеет никакого смысла.
Кстати, эти названия до сих пор существуют на полуострове – вместе с наименованиями времен Российской империи, которые усиливают миф об "исторической связи Крыма и России". К примеру, топоним "приятное свидетель", село, где якобы встретились Екатерина II и поручик Потемкин. Поэтому после деоккупации Крым потребует широкой деколонизации топонимов-от деимпериализации до декоммунизации.
После депортации крымских татар был выведен из употребления и крымскотатарский язык. А в 1952 году началось целенаправленное переписывание истории Крыма и крымских татар – от умаления исторического значения Крымского ханства, притворной мультинациональности Крыма по умолчанию исторического и социально-культурного вклада крымских татар до оправдания геноцида 1944 года, который совершил сталинский режим.
В публичном дискурсе единственным материальным упоминанием о существовании крымских татар на полуострове советская власть покинула Ханский дворец в Бахчисарае. Это главный объект крымскотатарского культурного наследия XVI века и единственный в мире образец дворцовой архитектуры этого народа, являвшийся родовой резиденцией правителей Крымского ханства – династии Гераев. Но в 1949 году на территории дворца установили памятник Российскому Имперскому поэту и писателю Александру Пушкину, чтобы сместить фокус с истории крымских татар на миф о "русской истории Крыма" и на саму фигуру поэта, который в свое время посещал здание.
Сам же Пушкин в своей поэме "Бахчисарайский фонтан" свысока экзотизирует крымских татар, а также приписывает им негативные черты, позиционируя как чужих, варваров, применяя к ним эпитет "тьма". Например, крымский хан Герай представлен как "уравновешный и жесткий":
С толпой татар в чужой предел
Он злой набег опять направил;
Он снова в бурях боевых
Несется мрачный, кровожадный: [ ... ]
Бродил я там, где бич народов,
Татарин буйный пировал
И после ужасов набега
В роскошной Лене утопал.
К тому же исчезли такие уникальные виды аграрной культуры коренного народа, как Чаир – сад в лесу. Чаиры создавали в расщелинах у воды, прививая садовые деревья к диким. Так плоды кизила, фундука, яблони или груши становились вкуснее, ароматнее и крупнее. В 1930-х годах чаиры спасали жителей от голода. Этот вид культуры постепенно возрождается с 1990-х годов, но до сих пор остается делом энтузиастов.
Здесь снова стоит провести параллели с сегодняшней войной: так же, как путинский Кремль вторгся в Украину с помощью абсурдной лжи о том, что неонацисты и бандеровцы контролируют украинские города, в свое же время сталинский Кремль совершил геноцид в Крыму с помощью абсурдной лжи о том, что все крымские татары были предателями. И теперь путинский Кремль называет крымских татар (которые просто говорят правду об оккупации) экстремистами и террористами.
Бороться со злом рашизма-это, в том числе, понять природу того, как имперский Кремль использовал и использует насильственную агрессию и ложь против нас самих.
Возвращение в обросший Крым 45 лет спустя И я, и мои родители родились в местах депортации в Узбекистане, и только в 1989 году, через 45 лет после изгнания, крымским татарам разрешили вернуться в Крым, что моя семья и сделала. Но мы не смогли поселиться в доме бабушки нияр, потому что там уже давно жили русские, которых массово завезли на полуостров после депортации коренного населения.
Никаких репараций, помощи при обустройстве и даже извинений ни от Советского Союза, ни от России, которая стала его правопреемником, крымские татары не получили.
Те, кем заселили Крым после депортации, восприняли репатриацию крымских татар невероятно враждебно и шовинистично, ведь советская пропаганда и местные коммунисты культивировали стереотип, что возвращаются убийцы, насильники и грабители. Поэтому крымским татарам было крайне трудно устроиться на работу, купить дом на южном берегу или в Симферополе. Народ компактно поселялся на свободных землях, начинал аграрный и торговый бизнес.
Агротуризм в Карпатах / тел. 0972972472 , 0951212632
|
|
| |
skole-podobovo | Дата: Понеділок, 18.03.2024, 17:28 | Повідомлення # 4 |
Генерал-лейтенант
Група: Адміністратор
Повідомлень: 505
Статус: Offline
|
В 1991 году крымскотатарское национальное движение собирает второй Курултай (первый был 1917 г.), на котором создает Меджлис крымскотатарского народа – высший представительный орган. Его возглавил известный советский диссидент Мустафа Джемилев, а в 2013 году эту должность занял его заместитель Рефат Чубаров.
Во время временной оккупации 2014 года Меджлис имел представительства по всему полуострову. С самого начала его задекларированной целью было восстановление прав крымских татар на их земле, а поддержку от него получали политические блоки Виктора Ющенко, Юлии Тимошенко и Петра Порошенко. Меджлис был представлен как в крымском парламенте, так и в Верховной Раде Украины.
Курултай и Меджлис стали локомотивом политической и социально-культурной жизни крымских татар, которые не полагались ни на украинскую власть, которая с наступлением независимости была сосредоточена на общенациональных вопросах и развитии государственности, ни на крымскую, которая была тесно аффилирована с российской и раздувала конфликт между крымскими татарами и "славянами" (преимущественно русскими и украинцами).
Россия и ее проксиинституции и дальше усиливали пропагандистский нарратив о российском полуострове, финансируя откровенно пророссийские политические движения (например, "Русский блок", "Русское единство", "Севастополь – Крым – Россия") и образовательно-культурные мероприятия, а также раздавая в своем консульстве российские паспорта.
К примеру, ежегодный фестиваль "Великое русское слово" ко Дню русского языка стал одним из главных культурных пропагандистских событий, объединявшим местный и русский истеблишмент, школьников и студентов.
Симптоматично, что слово " великая "в Имперском нарративе употребляют с существительными" классика"," литература " и т.п., Чтобы подчеркнуть первоочередность, уникальность, превосходство русской культуры над другими, в том числе и крымскотатарской.
По логике рашизма, это должно было привести к маргинализации последней и к запросу на потребление продуктов "великой русской культуры" среди крымских татар. Зато настойчивость и самоорганизованность крымских татар поспособствовали созданию национального театра, университетов, библиотеки, школ, музыкальных и хореографических ансамблей, медиа. В частности, основание Национального медиахолдинга АТR дало важный импульс развитию культуры.
Враждебные шовинистические нарративы в отношении крымских татар пестрели не только в словах пророссийских политиков полуострова, но и в пророссийских СМИ. Хрестоматийная статья 2008 года в пропагандистской газете "Крымская правда" авторства Натальи Астаховой ярко отразила нарратив рашизма: ярлыки коллаборантов, лжецов, кочевников, случайно оказавшихся в Крыму, дикарей с чужой," не такой " религией и культурой:
Несчастный тот ханский дворец, который строили и украшали пленники, добытые вашими предками в набегах? [ ... ] Земли хотите? Какой? Которую у вас отняли? А кто и когда вам ее давал? Когда выселяли отсюда, разве у кого-то были земельные наделы в собственности? При советской-то власти? Да и при оккупантах, которым многие ваши сородичи так преданно служили, что-то не наделяли вас землей. […]
Кому же вы будете продавать ваши сальные чебуреки, липкую пахлаву и несвежие шашлыки на пляжах? Перед кем будут демонстрировать чудеса "виноделия" ваши фальшивовинщики, продавая разбодяженную бурду под видом крымского драгоценного вина? […]
Земля, море, вино, горы, сады, виноградники, города, села – все подернуто паутиной ваших притязаний, все либо разорено-разворовано, либо облито нечистотами ваших помыслов. Осталось разве что небо. И то заходит в нем крик муэдзина, перекрывая все прочие звуки прежде мирной жизни. [...]
А что сделали, вернувшись сюда из изгнания? Хорошего что? Без крика и пафоса, мирно и трудолюбиво, цивилизованно и с любовью восстанавливают здесь культуру своих народов греки, армяне, болгары, немцы. Никаких акций протеста, никаких "инициативных" захватов земель. Это называется "цивилизованно". Но это не о вас, кочевников, занесенных сюда каким-то историческим ветром, возвращенных новым ветром перемен. [ ... ] Разные цивилизации, другие миры.
И все же, все же... В чем сила, братишка? Да в ней, в силе, и есть и сила, и правда. Вам ли не знать пусть и нелегкая запаздывающих, но непременно адекватных славянских ответов?
Такие тексты и заявления перманентно присутствуют в пророссийском публичном дискурсе полуострова с момента возвращения крымских татар на родину.
Алим Алиев, заместитель генерального директора Украинского института
Текст вышел в книге "многомерный рашизм: начало и конец"
https://life.pravda.com.ua/project....wLjAuMA
Агротуризм в Карпатах / тел. 0972972472 , 0951212632
|
|
| |